Качества автомобиля
Тягово-скоростные качества. Тягово-скоростными называют
совокупность свойств, обеспечивающих необходимые диапазоны изменения
скоростей движения и интенсивности разгона транспортного средства в
различных дорожных условиях, которые определяют:
— предельную величину продольных уклонов дороги, преодолеваемых автомобилем на каждой из передач;
— возможную величину ускорения автомобиля на каждой из передач при разных дорожных сопротивлениях;
— максимальную скорость автомобиля в различных условиях.
Эти качества особенно важны в дорожно-транспортных ситуациях, требующих
резкого увеличения скорости автомобиля (обгон, объезд препятствия,
проезд перекрестков), т. е. в таких ситуациях, в которых необходимо
быстро сократить время нахождения автомобиля в сложной или опасной
обстановке.
Стремление максимально использовать скоростные качества автомобиля
естественны. Производительность автотранспорта находится в прямой
зависимости от скорости.
Однако скорость движения оказывает влияние практически
на все отрицательные аспекты безопасного управления автомобилем.
Увеличение скорости влечет за собой рост в степенной зависимости
величины пути торможения и центробежной силы, снижение коэффициента
сцепления ср и увеличение коэффициента сопротивления качению колес,
создавая тем самым предпосылки к пробуксовке, продольному и боковому
скольжению колес автомобиля, ухудшению устойчивости и управляемости
автомобиля, ограничению всех видов информативности. Тяжесть последствий
ДТП находится в прогрессивной зависимости от скорости движения.
Значительная часть ДТП с тяжелыми последствиями (более 40 %) связана с
превышением скорости движения автотранспортных средств.
Следовательно, чрезмерная уверенность водителя в
динамических качествах автомобиля может привести к очень серьезным
последствиям и уже сейчас на автомобилях устанавливается аппаратура,
информирующая водителя о превышении скорости в той или иной ситуации.
Устойчивость автомобиля характеризует его способность противостоять
произвольным изменениям направления движения, опрокидыванию или
скольжению на дороге. Различают поперечную и продольную устойчивость
автомобиля.
Продольная устойчивость транспортного средства заключается в сохранении
ориентации вертикальной оси в продольной плоскости в заданных пределах,
т. е. перемещении на продольном уклоне без опрокидывания или
скольжения. Вероятность опрокидывания современных автомобилей в
продольной плоскости невелика ввиду низкого расположения центра тяжести.
Поперечная устойчивость характеризует свойство транспортного средства
сохранять ориентацию вертикальной оси в поперечной плоскости в заданных
пределах.
Потеря поперечной устойчивости вызывает боковое скольжение с возможным
переходом его в опрокидывание, что может быть вызвано следующими
причинами:
— действие центробежной силы;
— действие боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и др.);
моментом, создаваемым различными по величине тяговой или тормозной
силами на колесах левого и правого борта; буксированием или скольжением
колес одного борта;
— резким разгоном, торможением или поворотом управляемых колес;
— неодинаковой регулировкой колесных тормозов; неисправностью в рулевом управлении (большой люфт, заклинивание);
— разрывом шин и др.
Опрокидывание автомобиля может также произойти в результате
непогашенного заноса, в случаях наезда на препятствие или съезда его с
полотна дороги.
Возможность заноса или опрокидывания автомобиля зависит от величины и
направления поперечного уклона дороги. Если уклон совпадает с
направлением центробежной силы, условия заноса и опрокидывания
усугубляются и наоборот. Движение автомобиля по криволинейной
траектории может возникнуть не по воле водителя, а как следствие
нарушения курсовой устойчивости с последующими нежелательными
последствиями. Возможность заноса или опрокидывания автомобиля требует
от водителя умения выбора безопасной скорости и траектории движения на
криволинейных участках дороги, а также при маневрировании.
|