Весовые и габаритные параметры автомобиля
Весовые и габаритные параметры важны для предупреждения стесненности
дорожного движения и обеспечения сохранности дорог. Поэтому
предусматриваются ограничения на параметры транспортных средств, а при
отклонении от этих ограничений вводятся специальные правила перевозок
крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Груз считается крупногабаритным, если автотранспортное средство с
грузом или без груза превышает хотя бы одно из значений:
— по ширине 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и изотермических
кузовов);
— по высоте 4,0 м от поверхности дороги;
— по длине для одиночных автомобилей, автобусов и
троллейбусов — 12,0 м, для автопоездов в составе
«автомобиль — прицеп» и
«автомобиль — полуприцеп» —
20,0 м, для двухзвенных сочлененных автобусов и троллейбусов
— 18,0 м.
К крупногабаритным относятся также транспортные средства, имеющие в
своем составе два и более прицепа независимо от ширины и общей длины
автопоезда.
Транспортные средства в зависимости от осевых масс подразделяются на 2
группы:
— к группе А относятся ТС с осевыми массами наиболее
нагруженной оси свыше 6 т до Ют включительно, предназначенные для
эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием;
— к группе Б относятся ТС с основными массами наиболее
нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации
на всех дорогах.
Параметры рабочего места водителя. Активная безопасность автомобиля
определяется и теми конструктивными качествами, которые определяют
условия работы водителя (микроклимат кабины, уровень шума и вибрации,
эргономические свойства и др.).
Микроклимат кабины — это совокупность температуры, влажности,
скорости воздуха, наличие в нем вредных примесей.
Шум и вибрация — природа их одна и та же — это
механические колебания, возникающие под влиянием внешних воздействий.
Эти параметры непосредственно влияют на психофизиологические
характеристики водителя. Отклонение их от нормы приведет к быстрому
физическому утомлению, снижению умственной деятельности, замедлению
реакции и как результат снижению производительности труда и уровня
безопасности. Например, оптимальный температурный режим в кабине
водителя принят 17 — 24° С, отклонение от него в ту
или иную сторону вызывает резкое увеличение вероятности совершения ДТП.
В.И. Коноплянко допустимые параметры рабочего места водителя представил
в виде зон условий обитания.
Эргономические свойства характеризуют соответствие размеров и формы
сиденья и органов управления транспортного средства антропометрическим
параметрам человека. Органы управления. Современные автомобили требуют
от водителя при управлении сравнительно малых мускульных усилий и в
этом отношении они достаточно совершенны. Мускульную работу измеряют по
количеству выделяемого во время работы тепла и различают легкую (1
— 3 ккал/мин), умеренную (3 — 5), среднюю (5
— 8), тяжелую (8— 10), очень тяжелую (10—
15). В зависимости от марки автомобиля мускульные усилия водителя
составляют 1—5 ккал/мин, соответственно его мускульная работа
относится к легкой или умеренной.
Требования, предъявляемые к органам управления:
— минимальное время, затрачиваемое на перемещение и
срабатывание систем, приводящих их в действие;
— оптимальные величины прикладываемых к ним усилий;
— наличие обратной связи между величинами прикладываемых
усилий и реакцией органов управления.
|