Икона «Рождество Богоматери» середина XIV века из Третьяковской галереи

Икона «Рождество Богоматери» середина XIV века из Третьяковской галереи

Рождество Богоматери - первый великий христианский праздник, относящийся к числу двунадесятых, который празднуется после начала церковного года, приходящегося на 14 сентября (1 сентября по ст. стилю). Он отмечается на восьмой день после новолетия - 21 сентября (8 сентября по ст. стилю).

О происхождении и детстве Богоматери канонические Евангелия, в которых сведения о Марии отличаются крайней скупостью, не сообщают ничего. Источником данных, воспринятых церковной традицией, является раннехристианское предание, зафиксированное в апокрифе "Книга о Рождестве Марии" около 200 года. Позже он стал известен под названием "Протоевангелие Иакова" и получил развитие во множестве агиографических (то есть житийных) и гимнографических текстов, положенных в основу иконографии Рождества Богоматери.

Согласно этой традиции, Мария происходит из мессианского "колена" ветхозаветного Иуды, из царского рода пророка Давида. Ее родители - праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными. Рождение Марии рассматривалось как божественный дар, ниспосланный в ответ на их молитвы.

На новгородской иконе середины XIV века из собрания Третьяковской галереи в центре композиции представлена Анна, возлежащая на ложе. В отличие от большинства произведений этого сюжета ее взгляд обращен не на дев с дарами, а на предстоящих образу. Перед ней изображена сцена омовения Марии двумя служанками, одна из которых держит спеленатого младенца, а другая льет воду в купель. За изголовьем ложа видна фигура Иоакима, находящегося внутри условно переданных палат, символизирующих дом родителей Богородицы в Назарете.

Справа от Анны изображены четыре девы - служанки с дарами. Это драгоценный сосуд и чаши с вином. В Византии при императорском дворе существовал особый ритуал преподнесения даров роженице царского рода. Аналогичный обычай одаривать мать и родившегося младенца был введен и в Древней Pycи, где им подносились сосуды из драгоценных металлов и кубки с монетами. По-видимому, именно этот ритуал стал основой для изображения дев, приносящих дары, в композиции Рождества Богоматери. Кроме того, эта деталь иконографии имела и символический смысл. Чаши с вином представлены в руках у служанок на фоне стола, напоминающего престол в алтаре храма, где совершается таинство Пресуществления Святых Даров во время литургии. После освящения Святым Духом евхаристические Дары - хлеб и вино становятся плотью и кровью Христовой для причащения верующих. Вероятно, изображения чаш и престола должны были напомнить о будущем жертвенном служении Спасителя, к рождению которого изначально уготовлялась свыше Богоматерь. 

 

Почитать еще (на главную страницу) 

 

 


http://djuli-10.narod.ru/
Rambler's Top100
Hosted by uCoz