Икона «Рождество Богоматери» середина XIV века из Третьяковской галереи
Рождество Богоматери - первый великий христианский праздник,
относящийся к числу двунадесятых, который празднуется после начала церковного
года, приходящегося на 14 сентября (1 сентября по ст. стилю). Он отмечается на
восьмой день после новолетия - 21 сентября (8 сентября по ст. стилю).
О
происхождении и детстве Богоматери канонические Евангелия, в которых сведения о
Марии отличаются крайней скупостью, не сообщают ничего. Источником данных,
воспринятых церковной традицией, является раннехристианское предание,
зафиксированное в апокрифе "Книга о Рождестве Марии" около 200 года. Позже он
стал известен под названием "Протоевангелие Иакова" и получил развитие во
множестве агиографических (то есть житийных) и гимнографических текстов,
положенных в основу иконографии Рождества Богоматери.
Согласно этой
традиции, Мария происходит из мессианского "колена" ветхозаветного Иуды, из
царского рода пророка Давида. Ее родители - праведники Иоаким и Анна, дожившие
до пожилого возраста бездетными. Рождение Марии рассматривалось как божественный
дар, ниспосланный в ответ на их молитвы.
На новгородской иконе середины
XIV века из собрания Третьяковской галереи в центре композиции представлена
Анна, возлежащая на ложе. В отличие от большинства произведений этого сюжета ее
взгляд обращен не на дев с дарами, а на предстоящих образу. Перед ней изображена
сцена омовения Марии двумя служанками, одна из которых держит спеленатого
младенца, а другая льет воду в купель. За изголовьем ложа видна фигура Иоакима,
находящегося внутри условно переданных палат, символизирующих дом родителей
Богородицы в Назарете.
Справа от Анны изображены четыре девы - служанки с
дарами. Это драгоценный сосуд и чаши с вином. В Византии при императорском дворе
существовал особый ритуал преподнесения даров роженице царского рода.
Аналогичный обычай одаривать мать и родившегося младенца был введен и в Древней
Pycи, где им подносились сосуды из драгоценных металлов и кубки с монетами.
По-видимому, именно этот ритуал стал основой для изображения дев, приносящих
дары, в композиции Рождества Богоматери. Кроме того, эта деталь иконографии
имела и символический смысл. Чаши с вином представлены в руках у служанок на
фоне стола, напоминающего престол в алтаре храма, где совершается таинство
Пресуществления Святых Даров во время литургии. После освящения Святым Духом
евхаристические Дары - хлеб и вино становятся плотью и кровью Христовой для
причащения верующих. Вероятно, изображения чаш и престола должны были напомнить
о будущем жертвенном служении Спасителя, к рождению которого изначально
уготовлялась свыше Богоматерь.
|